Thursday, August 14, 2014

Стихи и отрывки из поэм Бханубхакты Ачарьи

БХАНУБХАКТА  АЧАРЬЯ
(Стихи и отрывки из поэм)
Стихотворный перевод на русский язык:
Людмила Сальтикова и Кришна Пракаш Шрестха


ЗНАКОМСТВО

Есть горный прекраснейший край Танахун, брахман Шрикришна там жил.
Из ариев рода высокого был и к истине всех приводил.
Был светочем знаний для лучших людей, чему-то меня научил.
Я - внук, и меня Бханубхакта зовут. Чтоб каждый о том не забыл!
7.04.2013


СЕНОКОС

Всегда на жизнь сенокосом зарабатывал он,
А также вырыл колодец – и в скрижали внесён!
Пусть дом его очень беден, да ума – семь палат
Что толку в том, что я, Бханубхакта, богат?!

Не выстроил ни колодца, ни паломникам дом,
А то, что в жизни имею, – всё лишь в доме моём.
На все вопросы сегодня сенокос дал ответ,
Что я сижу здесь напрасно, вечной славы мне нет!


БАЛАДЖУ1

Наконец после долгих надежд я Баладжу узнал!
Словно Рая небесного часть на Земле увидал!
Там чирикают радостно птицы на пышных ветвях
И как будто приятные мне произносят слова!

Если б мог я стихи сочинять, сидя в этих местах,
То, наверное, мне б ни о чём не осталось мечтать!
Танцевала б тогда предо мной чудо-дева, паря,
Я бы сделал здесь Рай, пригласив сюда Индру2-царя!

1.Баладжу – красивое местечко у подножия горы Нагарджуны, находящейся рядом с Катманду (всего 4 км к северу), превращено в Национальный парк.

2.Индра – Царь богов, Владыка Рая.

ГОРОД КАНТИПУРИ*

Здесь нарядные дамы, как павы, плывут,
Грациозно нарциссы в причёсках несут.
Их подруги идут, ту красу повторив.
Как Амаравати,** славен и Кантипури!

Сосчитать невозможно богатых людей,
Ведь все очень довольны здесь жизнью своей.
В счастье море людей – как в сиянье зари!
Как Амаравати, славен и Кантипури!

Вдруг я вижу, что это Тибет иль Китай,
Вот уж в Лондон иль Дели доносит мечта,
Вот я в Патне, Лакхнау, Мадрасе – смотри!
Как Амаравати, славен и Кантипури!

У мужчин есть за поясом меч-кхукури,
Есть другое оружие не для игры.
Храбрецы окружают нас, богатыри!
Где есть город такой, как наш Кантипури?

Нет для хитрости, зависти, злости основ,
Всюду здесь доброта, почитанье богов.
Над живущими Пашупати*** здесь царит.
Город Шивы всевышнего – Кантипури!

*Кантипури – старинное название столицы Непала Катманду.
**Амаравати – райский город.
***Пашупати (букв. «Владыка живых существ») – Шива, главный храм находится в Катманду.

13 июля 2012 г.,  Москва.
(199-летие со дня рождения поэта-пионера Бхану Бхакта АЧАРЬЯ)



ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗЕМЕЛЬНОЙ ТЯЖБЕ

Кхвамит1! Стал для меня нетерпимым обман
                                                        этого Гиридхари!
Заявленье пишу я Вам с целью такой:
                                        чтоб больше он не хитрил!
Вот сейчас сочинил эти несколько строк
                                   в стихах с обращеньем к Вам,
Умоляю: послушайте эти стихи,
                                                     верните мои права!

То, что я написал со своей стороны, – 
                                                правда, сомненья нет!
Этот факт подтверждают закон и указ,
                                            на землю есть документ.
Если ж вдруг подтвержденья не будет всему,
                                           штраф заплатить я готов,
Как положено всё по закону, отдам
                                               я до копейки без слов!

Все бумаги, которые в деле нужны,
                                                    да и свидетели есть.
Я имею квитанций и грамот подбор,
                                других доказательств не счесть.
Если дело своё проиграю сейчас,
                                               не будет жалобы в суд!
Я надеюсь, что, Вам заявленье подав,
                                                    так обмана спасусь!

1.Кхвамит –  сударь.



ЖАЛОБА НА БЮРОКРАТОВ

Сколько же можно чиновников разных просить мне,
                                                  каждый сидит, как немой?
Если и молвят, то, будто бы в шутку, лишь вторят:
                                             «Завтра приди ты, друг мой!»
Лучше б сказали: «Не можем» – иль кончили б дело,
                                              но: «Завтра!» – долбят одно!
От этих «завтра» мой дом уж совсем разорился.
                                                        Руку тянуть мне дано!


РАДОСТЬ В ТЕМНИЦЕ

Ваши нежные ноги вижу каждый день,
                                                в душе моей грусти нет!
Ночью танец смотрю, он бесплатный вполне.
                                                  Как будто радует свет!
Стали здесь мне друзьями клоп, комар и гнус,
                                      с ними я веселиться не прочь!
Комары все поют, и танцуют клопы. Я ими любуюсь всю ночь!


ЧЕЛОБИТНАЯ

У меня нет работы, дом бедный совсем,
                                                    трудился я на земле.
Вот решил послужить и старался, как мог,
                                         уваженье к себе привлечь!
Вам я верой и правдой служил от души,
                                     стал Бог ко мне очень щедр:
Получил уваженье, наказан я был,
                                          не сбросить того вообще!

Мне стукнуло сорок, есть единственный сын,
                                              ему только восемь лет!
Вот уже братабандха1 его подошла –
                                     радостный в жизни момент!
Нынче ж я оказался в немалой беде
                                                 и от семьи так далёк.
Ну и как совершить мне для сына обряд?
                                  Весь мир стал ко мне жесток!

Вручить мантру «Гаятри»2 сыну должен отец,
                                             а мать – его воспитать,              
А сын должен «Веды» всегда изучать,
                                           гуру и корове3 внимать!
Очень важный момент ведь для нас наступил.
                                     Но кто нам поможет здесь?
Я не буду назойлив, скажу Вам одно:
                                      на Вас лишь надежда есть!

О кхвамит, Вы один покровитель для нас
                                               на шаре этом земном!
Чтобы сын был брахман, Ваша помощь нужна
                                         в священном деле таком!
Я подробно проблему свою изложил,
                                      но здесь Ваша воля нужна.
И – что делать? – я буду, конечно, терпеть,
                                        коль откажетесь от меня!

1.Братабáндха – обряд инициации, после которого человек приобретает свою касту и становится полноправным членом в семье и обществе. Сын брахмана становится брахманом лишь после этого обряда. После этого он (и представители других высших каст, таких, как, например, кшатрии и вайшья) должен соблюдать правила поведения кастовой системы (не принимать пищу от представителя низшей касты и др.).

2.Гаятри – мантра из священной книги «Веды». Наставник тихо произносит это мантра в ухо мальчика, который проходит обряд братабхндхи. После этого он каждый день утром и вечером должен при молитве мысленно произносить эту мантру.

3.Корова – в Индии и Непале священное животное, «мать-корова», которая кормит людей своим молоком.

ПРОСЬБА

В жестокий застенок вверг Кумаричок1!
                                        Я там заболел всерьёз!
Вернулся домой, а болезнь всё сильней,
                                         страданья мои растут!
Но время прошло – вроде я здоров.
                          Вдруг снова в тюрьму попаду?
Ах, будьте добры, ведь нигде, как у Вас,
                                             я помощи не найду!

Не так крепко тело, как хочется нам:
                                                вода и еда нужны.
Ну сколько могу обращаться к Вам?!
                                     Ведь силы мои сочтены!
Большое страданье болезнь принесла,
                                      совсем не могу терпеть.
По-прежнему чувствую плохо себя,
                                        а тело моё – как плеть!

И как ни упорствуй ты в тяжбе тяжёлой,
                                       но смерти не миновать!
Неужто надеешься на миллиарды,
                                    их в доме пока не видать!
Напрасно уходят все дни, где же способ –
                                   покой для души обретать?
О, Ваше сиятельство, мне помогите,
                                ведь тяжбу пора разрешать!

1.Кумаричок госучреждение, выполняющее роль Счётной палаты Непала во времена Рана (находившееся, вероятно, во дворе храма живой богини Кумари в центре Катманду). Под видом проверки финансовой деятельности правители могли привлечь любого чиновника, даже добросовестного, к ответственности. Все чиновники боялись такой проверки.


ПИСЬМО ДРУГУ ТАРАПАТИ

Я скажу одну вещь, друг мой Тарапати,
                                    уж не сердись на меня:
Ссориться любят родные твои,
                                    громко друг друга кляня.
Слышал я, как всё грызли их зубы-слова,
                                    от грубости дом трещал,
И, как я ни старался зажмурить глаза,
                                    но только всю ночь не спал.

У тебя есть богатство,  немалый почёт,
                                    не знаешь нужды ни в чём.
Но коль так бестолкова невестка твоя,
                                    то как ты устроишь дом?
Нелегко было мне раздраженье сдержать –
                                    писал «Наставленье» им.
Я надеюсь: прочтёшь и хороший урок
                                    дашь женщинам ты своим.

Ну конечно же, я всего-навсего гость,
                                    мне дела нет до того,
Только я рассказать тебе правду решил,
                                    поскольку ведь друг я твой.
А разумный хозяин продумает впредь,
                                    чтоб был благодатным дом.
Если время упущено будет сейчас,
                                    то как исправить потом?


НАСТАВЛЕНИЕ НЕВЕСТКЕ

1
Рано утром вставая с постели, прежде
                                                 вы почитайте Бога!
Мужа после прославить вам должно, его ведь
                                                 вы считаете Богом!
Помнить надо, что муж – это Высший, чтите,
                                            кланяясь мужу в ноги!
Позже делом домашним займитесь – жёны
                                      мужа почтить так смогут!

6
Все дела делайте так, как муж бы хотел,
                                              узнайте его желанье!
Пусть привычкою станет для вас навсегда,
                                    чтоб вещи на место клали,
Жёны не могут с пустым быть лбом никогда,
                                     вам тику2 поставить надо!
Дело, что сделали вы с пустым челом,
                            нисколько не станет складным!

Тика2 знак благословения, который наносится на лоб из смеси натуральной красной краски, риса.

17
Вы должны правду всегда говорить, а лгать
                                        нельзя ни за что на свете,
Ведь придётся однажды покинуть сей мир
                                            и Богу за всё ответить!
И в душе нужно хранить осознанье того,
                                          всегда выполняя советы
Свёкра, свекрови и мужа. Только тогда
                            вам путь в мир лучший засветит.

19
Женщины никогда не должны смеяться,
                                         свойство то – куртизанок.
Пусть и не куртизанки – дела по дому
                                                 портятся несказанно!
Ведь нельзя смеяться одной – так странно,
                                      можно-то лишь с подругой,
В смехе день весь пройдёт незаметно, пусто,
                                                  дело сдвинется туго!

21
Всё, что в пищу идёт, то сохранять нужно,
                                                        делать это умело.
Если высушить надо что-то на солнце –
                                            внимательно всё делать.
Пищу всю надо съесть или отдать другим,
                                               чем порченое бросить.
Нужно это всё знать. А впрочем, зачем же,
                                               вам говорю подробно?

25
Если в один прекрасный день
                               гости придут к вам в дом,
Надо прежде их накормить,
                                   есть же самим – потом!
Знайте: домохозяйки долг
                                              в этом и состоит,
И не зря продукты пошли
                                            на гостей аппетит!

30
Мужу рассказывая о том,
                                        что сделано за день,
Голосом нежным гладя его,
                                  как в зной милует тень,
Пусть жена беседой своей
                                             мужу подарит сон
И рядом с мужем сама спит,
                                        как только уснёт он.

31
Все стихи, что я сочинил
                                          как невесткам урок,
Я для блага женщин писал.
                                 Пусть все поймут намёк!
Если будут на всё всегда,
                                          как я учил, взирать,
Путь земной легко пройдут,
                                 оба рода* с собой забрав.

*Род мужа и род отца

33
Долг важнейший всех жён – верность мужу хранить
                                                          со свадьбы и до конца.
Не устают они достойно прославлять
                                                             род мужа и род отца.
Для женщин мира сего щедро мужу служить –
                                                                обоснованье всему.
И пусть выполняют долг и много истинных дел
                                                                  они посвятят ему!


ВОПРОСЫ  И ОТВЕТЫ

1
– Будь добр, поскорей разъясни ты мне суть:
Кто может помочь тем, кто начал тонуть
В безбрежном потоке мирской суеты?
– Лишь Рама1, как лодка, всех сможет спасти!

2
– Кто вечным оковам себя посвятил?
– Кому наслажденье – источник всех сил!
– А что же к свободе его приведёт?
– Как станет аскетом – свободу найдёт!

3
– Скажи, как узнать, где находится ад?
– Запомни, что тело – вот истинный ад!
– А как отличить, это рай иль не рай?
– Где жадности нет, там находится рай!

7
– Кто враг? Кто меня превращает в раба?
– Да индрий2 десяток, что есть у тебя!
– А кто же надёжнейший, истинный друг?
– Победа над индриями – вот кто друг!

8
– Кого из людей можно нищим назвать?
– Того, кто всё хочет, – нетрудно понять!
– Кого же тогда называть богачом?
– А кто всем доволен и всё – нипочём!

9
– Кто числится трупом, хотя он и жив?
– Кто время проводит без дел, кто ленив!
– А что есть амрита3? – Отчаянья всплеск!
– А что же оковы? – Привязанность-крест!

11
– Теперь: что за смерть нам считать решено?
– Что слава дурная, что смерть –  всё равно!
– Кого же гуру4 все должны называть?
– Кто благость старается нам преподать!

14
– И что нам почтенной святыней считать?
– Да честное сердце святыне под стать!
– А что же ничтожным считает мудрец?
– Красотка и золото – жизни конец!

16
– Какой же аскет видит мир как ничто?
– Кто суть шива-татвы5 познал, только тот!
– Что есть лихорадка? – Тревога и страх!
– А кто же глупец? – Неразумный, дурак!

21
– Чего же мне делать нельзя никогда?
– Грехов ты не делай – ведь это беда!
– А как должен умный всегда поступать?
– Да шастры6 читать и свой долг выполнять! 

24
– Что есть, что не в силах никто устранить?
– Мечта о несбыточном – что может быть?
– А кто же подобно животным живёт?
– Кто любит не знанья, а пищу в живот!

26
– Ничтожество кто? – Кто на просьбы богат!
– А кто благороден? – Бесстрастный к деньгам!
– А кто же рождён? – Кто в жизнь вновь не придёт!
– Кто умер? – Кто больше уже не умрёт!

31
– А что украшением станет для всех?
– Да знание – нет его краше вовек!
– Что – истина? Как же её нам узнать?
– Что благом для всех на Земле создана!

37
– Что больше взрастает, когда ты даёшь?
– То – знаний сокровище, помни и множь!
– Что нужно с опаскою гнать от себя?
– Да слава дурная – плохая судьба!

43
– Какое даренье важней совершать?
– Важнее нуждающимся что-то дать!
– Что делать не надо, хоть смерть нам грозит?
– Никак не греши ты, ведь бренная жизнь!

47
Гуру нам ответы достойные дал:
Ведут нас к свершению блага всегда.
Кто ставит вопрос и находит ответ,
Пройдёт океаны житейских сует!

1.      Рáма – герой эпоса «Рамаяна», считающийся воплощением Бога Вишну.
2.      Индрия – один из пяти органов чувств и пяти органов работы.
3.      Амрита – нектар, божественный напиток.
4.      Гурý – духовный наставник, учитель в философско-религиозных системах индуистского происхождения.
5.      Шива-татва – спасение от перерождения.
6.      Шастры – священные книги.

БХАНУБХАКТА О СЕБЕ

Имя его Бханубхакта – стало оно
                                  прославленным в мире всём.
Рамгха, деревня близ Чунди, район Танахун, –
                                                вот родной его дом!
Вырос в семье благородных брахманов, потом
                                               учёным стал поэтом.
Он понятным, простым языком написал
                                              «Вопросы и ответы»!

РАДИ БЛАГА ЛЮДЕЙ

Вот однажды Нарада[1]  пришёл в Сатья-Лок[2],
всё ради блага людей,
И обрадовал Брахму[3], который там был,
к стопам склонившись нежней.
«Что ты хочешь, проси. Я желанье твоё –
исполню!» – вымолвил тот.
Милость Брахмы поняв, Риши[4] руки сложил
в позе бинти[5], сказал вот что:
«Вышний Брахма, узнал по возможности я,
что значит добро и зло,
И уж нечего вроде бы мне познавать,
но в голову вот что пришло.
Как наступит эпоха Кали[6], люди все,
теряя разум и стыд,
Лишь дурные поступки будут вершить,
какие нельзя простить.
И никто не услышит правдивых слов,
а будет одна хула,
Но уж если чужое кто-то возьмёт,
такому будет хвала.
Овладеют супругой чужой одни,
другие насилье свершат,
Все безбожно, как звери, изволят считать, 
что тело и есть душа.
Потому мне покоя душевного нет,
я прибыл тебя просить:
Вышний Брахма! Как смогут подобья людей
себя-то освободить?»
И как только Нарада поставил вопрос,
милость к тем людям творя,
Брахма тоже был рад, видя к людям любовь,
такое ему говоря:
«О Нарада! Другого-то способа нет людей
от греха избавлять –
“Рамаяна”[7]  все язвы людские лечить может
амрите[8]  под стать».




[1]  Нарада (Риши) странствующий мудрец.
[2]  Сатья-Лок  (букв. «Мир истины) обитель Брахмы.
[3]  БрахмаБог-создатель, один из триады верхных богов  индуизма.
[4]  Риши – мудрец.
[5]  Бинти (намаскара) –  поза рук приветствия (намасте). 
[6]  Эпоха Калиодна из четырёх эпох, проходящая ныне.
[7]  «Рамаяна» – эпос, герой которого Рама считается воплощением Бога Вишну.
[8]  Амрита – божественный напиток, нектар.БХАНУБХАКТА  АЧАРЬЯ
(Стихи и отрывки из поэм)
Стихотворный перевод на русский язык:
Людмила Сальтикова и Кришна Пракаш Шрестха

ЗНАКОМСТВО

Есть горный прекраснейший край Танахун, брахман Шрикришна там жил.
Из ариев рода высокого был и к истине всех приводил.
Был светочем знаний для лучших людей, чему-то меня научил.
Я - внук, и меня Бханубхакта зовут. Чтоб каждый о том не забыл!
7.04.2013


СЕНОКОС

Всегда на жизнь сенокосом зарабатывал он,
А также вырыл колодец – и в скрижали внесён!
Пусть дом его очень беден, да ума – семь палат
Что толку в том, что я, Бханубхакта, богат?!

Не выстроил ни колодца, ни паломникам дом,
А то, что в жизни имею, – всё лишь в доме моём.
На все вопросы сегодня сенокос дал ответ,
Что я сижу здесь напрасно, вечной славы мне нет!


БАЛАДЖУ1

Наконец после долгих надежд я Баладжу узнал!
Словно Рая небесного часть на Земле увидал!
Там чирикают радостно птицы на пышных ветвях
И как будто приятные мне произносят слова!

Если б мог я стихи сочинять, сидя в этих местах,
То, наверное, мне б ни о чём не осталось мечтать!
Танцевала б тогда предо мной чудо-дева, паря,
Я бы сделал здесь Рай, пригласив сюда Индру2-царя!

1.Баладжу – красивое местечко у подножия горы Нагарджуны, находящейся рядом с Катманду (всего 4 км к северу), превращено в Национальный парк.

2.Индра – Царь богов, Владыка Рая.

ГОРОД КАНТИПУРИ*

Здесь нарядные дамы, как павы, плывут,
Грациозно нарциссы в причёсках несут.
Их подруги идут, ту красу повторив.
Как Амаравати,** славен и Кантипури!

Сосчитать невозможно богатых людей,
Ведь все очень довольны здесь жизнью своей.
В счастье море людей – как в сиянье зари!
Как Амаравати, славен и Кантипури!

Вдруг я вижу, что это Тибет иль Китай,
Вот уж в Лондон иль Дели доносит мечта,
Вот я в Патне, Лакхнау, Мадрасе – смотри!
Как Амаравати, славен и Кантипури!

У мужчин есть за поясом меч-кхукури,
Есть другое оружие не для игры.
Храбрецы окружают нас, богатыри!
Где есть город такой, как наш Кантипури?

Нет для хитрости, зависти, злости основ,
Всюду здесь доброта, почитанье богов.
Над живущими Пашупати*** здесь царит.
Город Шивы всевышнего – Кантипури!

*Кантипури – старинное название столицы Непала Катманду.
**Амаравати – райский город.
***Пашупати (букв. «Владыка живых существ») – Шива, главный храм находится в Катманду.

13 июля 2012 г.,  Москва.
(199-летие со дня рождения поэта-пионера Бхану Бхакта АЧАРЬЯ)



ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗЕМЕЛЬНОЙ ТЯЖБЕ

Кхвамит1! Стал для меня нетерпимым обман
                                                        этого Гиридхари!
Заявленье пишу я Вам с целью такой:
                                        чтоб больше он не хитрил!
Вот сейчас сочинил эти несколько строк
                                   в стихах с обращеньем к Вам,
Умоляю: послушайте эти стихи,
                                                     верните мои права!

То, что я написал со своей стороны, – 
                                                правда, сомненья нет!
Этот факт подтверждают закон и указ,
                                            на землю есть документ.
Если ж вдруг подтвержденья не будет всему,
                                           штраф заплатить я готов,
Как положено всё по закону, отдам
                                               я до копейки без слов!

Все бумаги, которые в деле нужны,
                                                    да и свидетели есть.
Я имею квитанций и грамот подбор,
                                других доказательств не счесть.
Если дело своё проиграю сейчас,
                                               не будет жалобы в суд!
Я надеюсь, что, Вам заявленье подав,
                                                    так обмана спасусь!

1.Кхвамит –  сударь.



ЖАЛОБА НА БЮРОКРАТОВ

Сколько же можно чиновников разных просить мне,
                                                  каждый сидит, как немой?
Если и молвят, то, будто бы в шутку, лишь вторят:
                                             «Завтра приди ты, друг мой!»
Лучше б сказали: «Не можем» – иль кончили б дело,
                                              но: «Завтра!» – долбят одно!
От этих «завтра» мой дом уж совсем разорился.
                                                        Руку тянуть мне дано!


РАДОСТЬ В ТЕМНИЦЕ

Ваши нежные ноги вижу каждый день,
                                                в душе моей грусти нет!
Ночью танец смотрю, он бесплатный вполне.
                                                  Как будто радует свет!
Стали здесь мне друзьями клоп, комар и гнус,
                                      с ними я веселиться не прочь!
Комары все поют, и танцуют клопы. Я ими любуюсь всю ночь!


ЧЕЛОБИТНАЯ

У меня нет работы, дом бедный совсем,
                                                    трудился я на земле.
Вот решил послужить и старался, как мог,
                                         уваженье к себе привлечь!
Вам я верой и правдой служил от души,
                                     стал Бог ко мне очень щедр:
Получил уваженье, наказан я был,
                                          не сбросить того вообще!

Мне стукнуло сорок, есть единственный сын,
                                              ему только восемь лет!
Вот уже братабандха1 его подошла –
                                     радостный в жизни момент!
Нынче ж я оказался в немалой беде
                                                 и от семьи так далёк.
Ну и как совершить мне для сына обряд?
                                  Весь мир стал ко мне жесток!

Вручить мантру «Гаятри»2 сыну должен отец,
                                             а мать – его воспитать,              
А сын должен «Веды» всегда изучать,
                                           гуру и корове3 внимать!
Очень важный момент ведь для нас наступил.
                                     Но кто нам поможет здесь?
Я не буду назойлив, скажу Вам одно:
                                      на Вас лишь надежда есть!

О кхвамит, Вы один покровитель для нас
                                               на шаре этом земном!
Чтобы сын был брахман, Ваша помощь нужна
                                         в священном деле таком!
Я подробно проблему свою изложил,
                                      но здесь Ваша воля нужна.
И – что делать? – я буду, конечно, терпеть,
                                        коль откажетесь от меня!

1.Братабáндха – обряд инициации, после которого человек приобретает свою касту и становится полноправным членом в семье и обществе. Сын брахмана становится брахманом лишь после этого обряда. После этого он (и представители других высших каст, таких, как, например, кшатрии и вайшья) должен соблюдать правила поведения кастовой системы (не принимать пищу от представителя низшей касты и др.).

2.Гаятри – мантра из священной книги «Веды». Наставник тихо произносит это мантра в ухо мальчика, который проходит обряд братабхндхи. После этого он каждый день утром и вечером должен при молитве мысленно произносить эту мантру.

3.Корова – в Индии и Непале священное животное, «мать-корова», которая кормит людей своим молоком.

ПРОСЬБА

В жестокий застенок вверг Кумаричок1!
                                        Я там заболел всерьёз!
Вернулся домой, а болезнь всё сильней,
                                         страданья мои растут!
Но время прошло – вроде я здоров.
                          Вдруг снова в тюрьму попаду?
Ах, будьте добры, ведь нигде, как у Вас,
                                             я помощи не найду!

Не так крепко тело, как хочется нам:
                                                вода и еда нужны.
Ну сколько могу обращаться к Вам?!
                                     Ведь силы мои сочтены!
Большое страданье болезнь принесла,
                                      совсем не могу терпеть.
По-прежнему чувствую плохо себя,
                                        а тело моё – как плеть!

И как ни упорствуй ты в тяжбе тяжёлой,
                                       но смерти не миновать!
Неужто надеешься на миллиарды,
                                    их в доме пока не видать!
Напрасно уходят все дни, где же способ –
                                   покой для души обретать?
О, Ваше сиятельство, мне помогите,
                                ведь тяжбу пора разрешать!

1.Кумаричок госучреждение, выполняющее роль Счётной палаты Непала во времена Рана (находившееся, вероятно, во дворе храма живой богини Кумари в центре Катманду). Под видом проверки финансовой деятельности правители могли привлечь любого чиновника, даже добросовестного, к ответственности. Все чиновники боялись такой проверки.


ПИСЬМО ДРУГУ ТАРАПАТИ

Я скажу одну вещь, друг мой Тарапати,
                                    уж не сердись на меня:
Ссориться любят родные твои,
                                    громко друг друга кляня.
Слышал я, как всё грызли их зубы-слова,
                                    от грубости дом трещал,
И, как я ни старался зажмурить глаза,
                                    но только всю ночь не спал.

У тебя есть богатство,  немалый почёт,
                                    не знаешь нужды ни в чём.
Но коль так бестолкова невестка твоя,
                                    то как ты устроишь дом?
Нелегко было мне раздраженье сдержать –
                                    писал «Наставленье» им.
Я надеюсь: прочтёшь и хороший урок
                                    дашь женщинам ты своим.

Ну конечно же, я всего-навсего гость,
                                    мне дела нет до того,
Только я рассказать тебе правду решил,
                                    поскольку ведь друг я твой.
А разумный хозяин продумает впредь,
                                    чтоб был благодатным дом.
Если время упущено будет сейчас,
                                    то как исправить потом?


НАСТАВЛЕНИЕ НЕВЕСТКЕ

1
Рано утром вставая с постели, прежде
                                                 вы почитайте Бога!
Мужа после прославить вам должно, его ведь
                                                 вы считаете Богом!
Помнить надо, что муж – это Высший, чтите,
                                            кланяясь мужу в ноги!
Позже делом домашним займитесь – жёны
                                      мужа почтить так смогут!

6
Все дела делайте так, как муж бы хотел,
                                              узнайте его желанье!
Пусть привычкою станет для вас навсегда,
                                    чтоб вещи на место клали,
Жёны не могут с пустым быть лбом никогда,
                                     вам тику2 поставить надо!
Дело, что сделали вы с пустым челом,
                            нисколько не станет складным!

Тика2 знак благословения, который наносится на лоб из смеси натуральной красной краски, риса.

17
Вы должны правду всегда говорить, а лгать
                                        нельзя ни за что на свете,
Ведь придётся однажды покинуть сей мир
                                            и Богу за всё ответить!
И в душе нужно хранить осознанье того,
                                          всегда выполняя советы
Свёкра, свекрови и мужа. Только тогда
                            вам путь в мир лучший засветит.

19
Женщины никогда не должны смеяться,
                                         свойство то – куртизанок.
Пусть и не куртизанки – дела по дому
                                                 портятся несказанно!
Ведь нельзя смеяться одной – так странно,
                                      можно-то лишь с подругой,
В смехе день весь пройдёт незаметно, пусто,
                                                  дело сдвинется туго!

21
Всё, что в пищу идёт, то сохранять нужно,
                                                        делать это умело.
Если высушить надо что-то на солнце –
                                            внимательно всё делать.
Пищу всю надо съесть или отдать другим,
                                               чем порченое бросить.
Нужно это всё знать. А впрочем, зачем же,
                                               вам говорю подробно?

25
Если в один прекрасный день
                               гости придут к вам в дом,
Надо прежде их накормить,
                                   есть же самим – потом!
Знайте: домохозяйки долг
                                              в этом и состоит,
И не зря продукты пошли
                                            на гостей аппетит!

30
Мужу рассказывая о том,
                                        что сделано за день,
Голосом нежным гладя его,
                                  как в зной милует тень,
Пусть жена беседой своей
                                             мужу подарит сон
И рядом с мужем сама спит,
                                        как только уснёт он.

31
Все стихи, что я сочинил
                                          как невесткам урок,
Я для блага женщин писал.
                                 Пусть все поймут намёк!
Если будут на всё всегда,
                                          как я учил, взирать,
Путь земной легко пройдут,
                                 оба рода* с собой забрав.

*Род мужа и род отца

33
Долг важнейший всех жён – верность мужу хранить
                                                          со свадьбы и до конца.
Не устают они достойно прославлять
                                                             род мужа и род отца.
Для женщин мира сего щедро мужу служить –
                                                                обоснованье всему.
И пусть выполняют долг и много истинных дел
                                                                  они посвятят ему!


ВОПРОСЫ  И ОТВЕТЫ

1
– Будь добр, поскорей разъясни ты мне суть:
Кто может помочь тем, кто начал тонуть
В безбрежном потоке мирской суеты?
– Лишь Рама1, как лодка, всех сможет спасти!

2
– Кто вечным оковам себя посвятил?
– Кому наслажденье – источник всех сил!
– А что же к свободе его приведёт?
– Как станет аскетом – свободу найдёт!

3
– Скажи, как узнать, где находится ад?
– Запомни, что тело – вот истинный ад!
– А как отличить, это рай иль не рай?
– Где жадности нет, там находится рай!

7
– Кто враг? Кто меня превращает в раба?
– Да индрий2 десяток, что есть у тебя!
– А кто же надёжнейший, истинный друг?
– Победа над индриями – вот кто друг!

8
– Кого из людей можно нищим назвать?
– Того, кто всё хочет, – нетрудно понять!
– Кого же тогда называть богачом?
– А кто всем доволен и всё – нипочём!

9
– Кто числится трупом, хотя он и жив?
– Кто время проводит без дел, кто ленив!
– А что есть амрита3? – Отчаянья всплеск!
– А что же оковы? – Привязанность-крест!

11
– Теперь: что за смерть нам считать решено?
– Что слава дурная, что смерть –  всё равно!
– Кого же гуру4 все должны называть?
– Кто благость старается нам преподать!

14
– И что нам почтенной святыней считать?
– Да честное сердце святыне под стать!
– А что же ничтожным считает мудрец?
– Красотка и золото – жизни конец!

16
– Какой же аскет видит мир как ничто?
– Кто суть шива-татвы5 познал, только тот!
– Что есть лихорадка? – Тревога и страх!
– А кто же глупец? – Неразумный, дурак!

21
– Чего же мне делать нельзя никогда?
– Грехов ты не делай – ведь это беда!
– А как должен умный всегда поступать?
– Да шастры6 читать и свой долг выполнять! 

24
– Что есть, что не в силах никто устранить?
– Мечта о несбыточном – что может быть?
– А кто же подобно животным живёт?
– Кто любит не знанья, а пищу в живот!

26
– Ничтожество кто? – Кто на просьбы богат!
– А кто благороден? – Бесстрастный к деньгам!
– А кто же рождён? – Кто в жизнь вновь не придёт!
– Кто умер? – Кто больше уже не умрёт!

31
– А что украшением станет для всех?
– Да знание – нет его краше вовек!
– Что – истина? Как же её нам узнать?
– Что благом для всех на Земле создана!

37
– Что больше взрастает, когда ты даёшь?
– То – знаний сокровище, помни и множь!
– Что нужно с опаскою гнать от себя?
– Да слава дурная – плохая судьба!

43
– Какое даренье важней совершать?
– Важнее нуждающимся что-то дать!
– Что делать не надо, хоть смерть нам грозит?
– Никак не греши ты, ведь бренная жизнь!

47
Гуру нам ответы достойные дал:
Ведут нас к свершению блага всегда.
Кто ставит вопрос и находит ответ,
Пройдёт океаны житейских сует!

1.      Рáма – герой эпоса «Рамаяна», считающийся воплощением Бога Вишну.
2.      Индрия – один из пяти органов чувств и пяти органов работы.
3.      Амрита – нектар, божественный напиток.
4.      Гурý – духовный наставник, учитель в философско-религиозных системах индуистского происхождения.
5.      Шива-татва – спасение от перерождения.
6.      Шастры – священные книги.

БХАНУБХАКТА О СЕБЕ

Имя его Бханубхакта – стало оно
                                  прославленным в мире всём.
Рамгха, деревня близ Чунди, район Танахун, –
                                                вот родной его дом!
Вырос в семье благородных брахманов, потом
                                               учёным стал поэтом.
Он понятным, простым языком написал
                                              «Вопросы и ответы»!

РАДИ БЛАГА ЛЮДЕЙ

Вот однажды Нарада[1]  пришёл в Сатья-Лок[2],
всё ради блага людей,
И обрадовал Брахму[3], который там был,
к стопам склонившись нежней.
«Что ты хочешь, проси. Я желанье твоё –
исполню!» – вымолвил тот.
Милость Брахмы поняв, Риши[4] руки сложил
в позе бинти[5], сказал вот что:
«Вышний Брахма, узнал по возможности я,
что значит добро и зло,
И уж нечего вроде бы мне познавать,
но в голову вот что пришло.
Как наступит эпоха Кали[6], люди все,
теряя разум и стыд,
Лишь дурные поступки будут вершить,
какие нельзя простить.
И никто не услышит правдивых слов,
а будет одна хула,
Но уж если чужое кто-то возьмёт,
такому будет хвала.
Овладеют супругой чужой одни,
другие насилье свершат,
Все безбожно, как звери, изволят считать, 
что тело и есть душа.
Потому мне покоя душевного нет,
я прибыл тебя просить:
Вышний Брахма! Как смогут подобья людей
себя-то освободить?»
И как только Нарада поставил вопрос,
милость к тем людям творя,
Брахма тоже был рад, видя к людям любовь,
такое ему говоря:
«О Нарада! Другого-то способа нет людей
от греха избавлять –
“Рамаяна”[7]  все язвы людские лечить может
амрите[8]  под стать».



[1]  Нарада (Риши) странствующий мудрец.
[2]  Сатья-Лок  (букв. «Мир истины) обитель Брахмы.
[3]  БрахмаБог-создатель, один из триады верхных богов  индуизма.
[4]  Риши – мудрец.
[5]  Бинти (намаскара) –  поза рук приветствия (намасте). 
[6]  Эпоха Калиодна из четырёх эпох, проходящая ныне.
[7]  «Рамаяна» – эпос, герой которого Рама считается воплощением Бога Вишну.
[8]  Амрита – божественный напиток, нектар.

No comments:

Post a Comment